Топоминика деревень Бастунского сельского Совета

Отдел образования, спорта и туризма  Вороновского  райисполкома
ГУО « УПК Бастунские ясли – сад - базовая школа»

Конкурс республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”


Номинация “Сельские населенные пункты



Тема  работа:
«Топоминика деревень Бастунского сельского Совета»


Выполнил:
Юзвик Владислав Валентинович,
учащийся  VIII  класса
Руководитель:
Юзвик Тереса Станиславовна, учитель истории и  географии
                                                                                  

                                                       
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1.Формирование понятий о топонимике…………………….….............5
1.1. Топонимика как наука…………………………………..…………………..5
 Связь топонимики с другими науками……………………………….……..….7
Глава 2.Топонимика родного края…………………………...………………….8
2.1.Топонимика Бастунского сельского Совета Вороновского района……………………………………………………………………………...8
 2.2 Топонимика деревни Бастуны……………………………………………….9
Заключение……………………………………………………...………………..11
Источники………………………………………………………..……….…..….13
Приложение………………………………………………………………...…….13

Введение                                                                                  
Каждый человек постоянно встречается с географическими названиями. «Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий, - пишет известный специалист в области топонимики Э. М. Мурзаев. Они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства. Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живёт, город, страна всё имеет свои имена». [4,стр.20]
Топонимика сравнительно молодая наука, изучающая географические названия. Слово «топонимика» образовано от двух греческих слов: topos место, местность и onoma имя. Взгляните на географическую карту, она вся исчерчена названиями стран, морей, островов, рек, озёр, городов, сёл. И это только малая часть существующих топонимов.
Свои имена имеют и очень мелкие объекты: леса, луга, поля, болота, изгибы и затоны рек, от вершки оврагов, холмы и ямы, балки, части сёл и деревень. Такие названия, как правило, не зафиксированы в географических справочниках и редко встречаются в письменных документах, их хорошо знают лишь местные жители. В каждом селе можно записать, обычно, десятки таких названий. Изучение названий мелких объектов является предметом микротопонимики особого раздела топонимики, делающей пока первые шаги.
Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку, озеро или селение «просто так», случайным сочетанием звуков. Отсюда вывод напрашивается сам собой: объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное географическое название. Язык народа не является чем-то застывшим, он изменяется, развивается, некоторые слова исчезают совсем, некоторые меняют свой смысл. Поэтому трудно бывает найти объяснение имени той или иной речки, села, города. Но что удивительно, благодаря названиям в наши дни звучат вышедшие из употребления, давно забытые слова родного языка, слова чужих и даже исчезнувших, «мёртвых» языков. За каждым словом стоят удивительные истории, часто легенды, а иногда и курьёзы. Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Такова его природа. Уходят века, люди, события, но память о них остается в памяти людей, делах и воспоминаниях, в том числе и топонимах - названиях рек и озер, сел и городов.
Одной из важных экологических проблем в топонимике является сохранение древних, исторически важных топонимов, поскольку они содержат в себе какие-либо сведения из жизни наших предков.
Работа по данной тематике является актуальной, так как каждому живущему в Бастунском сельском Совете Вороновского  района или даже приезжающему погостить, я думаю, должно быть интересно знать, откуда появились довольно странные названия отдельных деревень.
В 5-8  классах ГУО « УПК Бастунские ясли – сад – базовая школа» я провел анкетирование. Более половины ребят знают различные версии происхождения названий деревень нашего сельского Совета. Многие ученики побывали в этих местах, но 70% из опрошенных не знают, почему появились такие названия. (Приложение 2)
Цель моей исследовательской работы: дать научное объяснение наиболее известных топонимов деревням Бастунского сельского Совета Вороновского района.
В работе решались следующие задачи:
1.     Изучить теоретические основы науки топонимики.
2.     Изучить языковую принадлежность топонимов Бастунского сельского Совета Вороновского района, их словообразование.
3.     Организовать работу по переводу топонимов и систематизировать их.
4.     Провести социологический опрос среди учащихся для выявлений знаний по данной теме.
Объектом исследования являются географические названия деревень Бастунского сельского Совета
Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса в пределах своего родного края.
Практическая значимость темы заключается в изучении поставленных задач, вопросов краеведения. Анализ результатов позволили выдвинуть следующие моменты значимости выполненной работы:
  • приобретение навыков исследовательской работы;
  • формирование в работе навыков, умений;
  • использование полученных данных на уроках и внеклассных мероприятиях;
В работе использованы следующие методы:
1.     Теоретический анализ;
2.     Беседа.
3.     Поиск.

Глава I. Формирование понятий о топонимике.
1.1. Топонимика как наука.
Топонимика - увлекательная наука, она может заинтересовать и энтузиастов краеведов, и всех, кто любит свой край, его историю, его географическое прошлое и настоящее. И.Г. Долгачёв
Географические названия - обязательный элемент географии. А топонимика — наука о географических названиях. Она изучает их происхождение, их смысловое значение, написание, произношение.
Термин «топонимика» составлен из греческих слов, означающих «место» (топос) и «имя» (онома) - учение о местных именах, о названиях мест.
Топонимия - важный источник для исследования истории языка, часто восходят к языкам - народов, живших на данной территории, помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей. [10,стр.9]
Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет её топонимию. Микротопонимия включает названия небольших географических объектов: урочищ, ключей, омутов, с.-х. угодий и т.п. Топонимика развивается в тесном взаимодействии с географией, историей, этнографией. Топонимия — важный источник для исследования истории языка (истории лексикологии, диалектологии, этимологии и др.), так как некоторые топонимы (особенно гидронимы) устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы, часто восходят к языкам - субстратам народов, живших на данной территории. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей и т.п. Прикладным аспектом топонимики является практическая транскрипция топонимов, устанавливающая их исходное и единообразное написание и передачу на других языках, что важно для картографирования военных целей и всех видов коммуникации. [5,стр.4]
Топонимика - важнейший элемент краеведческой работы. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях. Топонимический материал вызывает большой интерес у учащихся начальной школы: дети постоянно задают вопрос о происхождении географических названий. Проведенный опрос среди учеников 1-4  класса показал, что 95% детей хотели бы узнать больше об истории своей деревни, о его названии, об особенностях языка. Таким образом, материал топонимики дает широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, а, следовательно, и их мышления. Кроме положительного влияния на развитие познавательного интереса, как отмечает Е.М. Поспелов, использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся, так как правила написания и произношения географических названий также входят в ведение топонимики. [9, стр.37]
Все топонимы делятся на следующие классы:
  • ойконимы - название населенных пунктов;
  • гидронимы - название рек;
  • оронимы - название горных вершин;
  • урбанонимы - название внутренних городских объектов;
  • годонимы - название улиц;
  • агоронимы - название площадей;
  • дромонимы - название путей сообщения.
1.2. Связь топонимики с другими науками
Топонимика тесно связана со многими науками. Известный исследователь А.И. Попов писал: «...Многие факты топонимики получают надлежащее объяснение только при привлечении весьма значительного и многообразного материала - лингвистического, исторического и географического» [8,стр.24]. Отмеченное А.И. Поповым пограничное положение топонимики на стыке географии, языкознания и истории определяет большие возможности по осуществлению самых широких межпредметных связей в процессе использования топонимического материала. Рассмотрим более подробно связь топонимики с отдельными предметами.
Топонимика и география.
Как уже говорилось выше, топонимика тесно связана с географией. Поскольку в начальной школе, как правило, нет специального курса географии, то учитель может использовать топонимический материал при объяснении географических понятий на уроках окружающего мира. Географические названия с трудом усваиваются младшими школьниками, так как носят абстрактный характер, поэтому и изучение географии в целом детям неинтересно. Один из исследователей топонимики, Я.К. Грот писал: «Нет сомнения, что изучение географии приобрело бы несравненно более смысла и интереса, если бы встречающиеся в ней названия мест и урочищ были более, нежели это до сих делалось, освещены филологией, т.е. по мере возможности объяснимы и переводимы» [9,стр.19]. Так как формирование географических представлений в начальной школе базируется на краеведческом принципе, то учитель должен использовать топонимический материал своего города, края, области.
Топонимика и словесность.
В блок словесных наук в начальной школе входят такие дисциплины, как русский язык, литература, риторика. Как говорилось выше, правила произношения и написания географических названий находятся в ведении топонимики, поэтому использование на уроках топонимического материала может способствовать повышению уровня общей грамотности и культуры речи школьников. Так, на уроках русского языка учитель может использовать дидактические материалы, составленные на основе топонимического материала (диктанты, упражнения, тексты для списывания и т.д.). Во время анализа художественных произведений на уроках литературы учитель может обращать внимание учащихся на географические названия, на их значение и происхождение. С другой стороны, для объяснения топонимического материала учитель может использовать тексты классической литературы, устного народного творчества. Таким образом, использование топонимического материала возможно на уроках русского языка, литературы, географии, окружающего мира, а кроме этого во внеклассной работе. Можно сделать вывод о том, что топонимия интегрирует в себе материал и географии, и словесности, что создает его особую методическую ценность работы.
Глава 2. Топонимика родного края
2.1.Топонимика Бастунского сельского Совета Вороновского района
Бастунский  сельсовет находится в восточной части района и граничит с Жирмунским, Погородненским, Вороновским  поселковыми советами. В состав входит 19 населенных пунктов.  Деревни, входящие в состав Бастунского сельского совета. (Приложение 1. Карта-схема Бастунского сельского совета).
  Статистический анализ. Перечень сельских поселений и населённых пунктов Бастунского сельского Совета. Каждое  большое и малое село Белоруссии имеет своё географическое название, связанное с его историей, культурой, бытом. Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ  не называл реку, озеро  или  селение  «просто  так»,  случайным  сочетанием звуков. Отсюда вывод напрашивается сам  собой:  объяснить  можно  любое, даже самое  сложное  и,  на  первый  взгляд,  непонятное  географическое название. Язык народа  не  является  чем-то  застывшим,  он  изменяется, развивается, некоторые слова  исчезают  совсем,  некоторые  меняют  свой смысл.  Поэтому трудно бывает найти объяснение имени той или иной речки, села, города.  Но что удивительно, благодаря названиям в наши дни звучат вышедшие из употребления, давно забытые слова родного языка.  Опросив старожилов, сравнив их рассказы со словарными статьями и историческими источниками, мы раскрыли значение топонимов, а в частности, ойконимов – названий населѐнных пунктов Бастунского сельского совета.
В территории Бастунского сельского Совета насчитывается 19 деревень. Здесь много населенных пунктов с интересными названиями. Например, Трокели, Дайнова, Темный Дол, Бастуны, Болотники, Лавцуны. Произнося названия того либо иного населенного пункта, мы зачастую не задумываемся, откуда оно происходит. Но существует наука топонимика. На данную тему написан ряд работ учеными, литературоведами.
Трокели. О деревне Трокели (раньше называлась местечком) первые упоминания относится к XYI столетию. Есть несколько версий происхождения названия населенного пункта. Первая - уменьшительно-ласкательная от более известного древнего названия древнего поселения Траки (Тракай), что находилась недалеко от Вильнюса. Жители Тракая, поселившись в новом месте, назвали свое поселение в честь родного уголка - маленький Тракай. Вторая версия - от литовского слова «Траки», то есть перекрестки дорог. И действительно, Трокели стоят на перекрестке дорог: Гродно-Радунь-Ивье и Вильнюс-Вороново - Лида.
Дайнова. В районе имеются две деревни с таким названием - в Беняконском и Бастунском сельских Советах. Название балтийского происхождения. Если дословно - песенная деревня.
Вяканцы. Деревня находится недалеко от Вороново. В основе названия балтийский термин. Смысл которого сила, мощь. Название деревни, возможно, происходит от имени с аналогичным смыслом.
Болотники. Название деревни свидетельствует о наличии болот. Это название славянского происхождения. Старожилы деревни отмечали, что действительно, территория деревни находилась на болотистым месте, теперь на территории деревни созданы человеком 6 озер.
Вайкунцы. Название сопоставимо  с литовской основой vairaitis- внук.
Дойлидки. В основе названия литовский термин dalide – столяр, плотник, строитель. Возможно, в деревне жили хорошие мастера, но существует и другая версия, образование названия деревни от фамилии Дойлидки. В нашей местности  фамилия встречается часто.
Мицканцы. Название образовано от имени Митька( обиходная форма от Дмитрия) в литовской трансформации.
Романы. Название происходит от имени Роман с образованием от него фамилий.
2.2 Топонимика деревни Бастуны
Как известно, у каждой, даже самой маленькой деревушки, есть своя неповторимая история и, конечно же, легенда, объясняющая происхождение названия. Бастуны —не исключение. По поводу возникновения названия нашей  деревни  есть несколько легенд...
Деревня Бастуны расположена в Гродненской области Вороновского района.
Одна из легенд названия деревни Бастуны объясняется тем, что рабочие лесозаготовок, которые велись в лесных массивах окрестностей, часто объявляли забастовки из-за низких зарплат.  Хозяева лесозаготовок и вывоза лесоматериалов и называли рабочих забастовщиками, а деревня получила название Бастуны, от слова « бастовать».
 Но более детальное знакомство с историей деревни говорит об  другом. В топонимическом словаре под редакцией Жучкевича на странице 18 сказано, что название Бастуны происходит от фамилии Бастун, что в основе лежит понятие “непокоренный”, наверное, этот помощник был в прошлом крупный магнат. Об этом положительно можно судить по одной из копий документов, которые содержатся в “Хрестоматии по истории СССР с древнейших времен до конца XV века”. Там в копиях документов “ Судные решения и акты, относящиеся к спорному делу между Круповичами и Бастунами 1444 года”. На странице 651-654 рассматриваются спорныя дела “межи Круповичи” и “межи Бастун”. Дело рассматривалось в Лиде, окончательно было решено в Радуни. Это дает основание полагать, что Бастуны имеют далекое прошлое, более 600 лет.


Заключение
Итак, в ходе нашей исследовательской работы мы достигли своей цели, решили поставленные задачи, подтвердили гипотезу и пришли к следующим выводам:
 1.Необходимо и дальше заниматься вопросами топонимического исследования, чтобы формировать научно-лингвистическое мировоззрение. Это способствует углублению представления о самобытности языка, своеобразии его названий, их культурной ценности, особенностях, прививает любовь к родному краю.
2.Изучение теоретического материала по теме работы расширило наш кругозор, развивался познавательный интерес,  мы смогли углубить свои знания  о топонимике как разделе ономастики.
3.Исследовав названия населѐнных пунктов Бастунского сельского совета, мы определили, что названия  образованы:  а) по особенностям расположения поселений (природные условия, характеризуют само поселение); б) по роду деятельности жителей;  в) от гидронимов.
4. Топонимический материал составляет значительную часть лексики любого языка и заслуживает того, чтобы его изучали. 
Данная работа имеет практическое применение. Общие задачи такой работы: поднятие языковой культуры учащихся, совершенствование различных форм устной и письменной речи.  Целесообразно привлекать данный материал  в разные внеклассные формы работы (факультативы, кружки, устные журналы, тематические вечера, конференции, стенгазеты и т.п.). Результаты  работы впоследствии будут помещены  на сайт ГУО « УПК Бастунские ясли –сад 

Использованные источники
1.Архив Вороновской газеты 2003
2.Журнал «География проблемы обучения» В.А. Жучкевич Пашков Г.П., Уляшка М.И.
3.Материалы школьного музея.
4.Мурзаев Э.М. География в названиях, Очерки топонимики. -М.: «Наука», 1979. - 85с.
5.Мурзаев Э. М. Словарь географических терминов. -М.: «Мысль», 1984 - 100с
6.Олешкевич Д.С., Крень И.П. «3 гісторыі краю і лёсаўлюдзей воранаушчыны.» Лида 2006
7.Г. П., Уляшко М. И.Память. Белорусская энциклопедия. Минск 2004.
8.Попов А.И. Географические названия (введение в топонимику).- Л.-М.: Наука, 1965- 181 с.
9.Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 144с.
10.Суперанская А.В. Что такое топонимика. - М.: Наука, 1985. - 176с.










ПРИЛОЖЕНИЕ 1










ПРИЛОЖЕНИЕ2
Анкетирование 5- 9  классов
Мы предложили учащимся различных классов дать ответы на следующие вопросы:
1.Знаете ли вы, откуда пошло название нашей деревни?
2.Какие легенды вы знаете о Бастунах?
3.Откуда пошли названия Болотники, Мицканцы, Трокели, Дойлидки.
4.Что вы знаете о происхождении названий Дайнова, Лавцуны, Романы?
В анкетирование приняло участие - 40 человек Результат анкетирования.

В процентном соотношении это выглядит следующим образом:
70% из опрошенных не знают, почему появились такие названия.
30% знают историю названии  деревень Бастунского сельского Совета.














Комментариев нет:

Отправить комментарий