1970-е гг.
«Зеленые фрегаты»
«Родное дело»
«День возвращения»
1980-е гг.
1990-е гг.
2000-е гг.
«Слон»
«Марго. Огненный крест»
На старом железнодорожном вокзале когда-то встречали царя. В Бригитском монастыре размещался штаб милиции. А на улице Телеграфной стояла виселица. Все это кадры из фильмов, которые в разное время снимались в Гродно. Оказывается, наш город и его жителей можно увидеть примерно в полусотне художественных картин, рассказывает «Гродненская правда". И как раз в эти дни Гродно отмечает 60-летие своей кинематографической карьеры, которая началась с фильма «Миколка-паровоз».
Этот фильм основателя детского кино режиссера Льва Голуба навсегда запечатлел старое здание железнодорожного вокзала и знаменитый поворотный круг. Там же стоял вагончик, где жил Миколка. Говорят, когда вокзал сносили, под крышей нашли революционные листовки. Однако они оказались «выпущенными» совсем не в годы революции – это листовки, которые разбрасывали киношные Миколка и его друзья.
На месте нынешней стоянки по улице Буденного стояли старые пакгаузы, где лазили мальчишки – актеры фильма. Часть эпизодов сняли на улице Ожешко. Старый корпус университета сыграл роль гимназии, а возле фонтана, который украшали скульптуры девочки с гусенком на руках и окруживших ее гусей, шли бои. Позже Лев Голуб снял в Гродно также картины «Улица младшего сына», «Анютина дорога», «Девочка ищет отца».
А дальше целая череда фильмов, многие из которых стали классикой и благодаря которым Гродно получил еще один эпитет – Белорусский Голливуд. Не напрасно. Ведь мало какой город, кроме столиц, отмечен такой любовью кинорежиссеров. Гродно не просто был фоном и местом действия – он примерял на себе разные роли. Стал Киевом в первом в мире игровом фильме о трагедии Бабьего Яра, случившейся в сентябре 1941 года, когда фашисты уничтожили почти 34 тысячи евреев. В кадрах угадывается перекресток улиц Замковой – Городенского – Троицкой. В «Днепровском рубеже» сыграл роль Могилева, а эпизоды форсирования Днепра сняли на Немане. Был Гродно Краковом в фильме «Без права на ошибку» и Берлином в ленте «Следы Апостолов». Гомельское Полесье воссоздали в «Рудобельской республике», где снимались известные актеры Эммануил Виторган и Юозас Будрайтис, который любил заглянуть в книжный магазин «Раница».
Идея площади Кино
Гродненский журналист и фотограф Александр Лосминский уверен: город давно заслуживает, чтобы его кинослава была увековечена. А потому предложил открыть площадь Белорусского Кино. По его задумке это могла бы быть территория с фонтаном на площадке возле кинотеатра «Октябрь»: центр фонтана украсить скульптурной композицией кинооператора на операторском кране, а на бортах по всему периметру разместить таблички с увековеченными на них названиями фильмов, снимавшихся в Гродно, и указанием года их выпуска. Или сделать площадь Белорусского Кино в строящемся гипермаркете на пересечении проспектов Янки Купалы и Клецкова.
Идею поддержали в областном и городском исполнительных комитетах, прорабатывается вопрос ее воплощения в жизнь. Будет это один из предложенных вариантов или что-то другое, говорить рано.
Пока же точно известно, что тема кино станет отдельным эпизодом празднования Дня города Гродно 17 сентября. Как рассказали в облисполкоме, во дворике музея истории религии можно будет послушать в живом исполнении музыку из фильмов, которые снимались в нашем городе.
К слову, сам журналист и фотограф неоднократно был автором статей и фото о проходивших в Гродно съемках. Еще мальчишкой одним из первых узнавал, что в Гродно будут снимать кино. Дело в том, что семья будущего журналиста жила в доме, окна которого выходили во двор гостиницы «Неман» – постоянной базы всех киноэкспедиций «Беларусьфильма». Об их приезде красноречиво свидетельствовали спецавтомобили с необычными, специфическими названиями: лихтваген, камерваген, тонваген, самолет без крыльев «ветродуй», обеспечивающие съемочный процесс вне киностудии. Здесь же стояли фронтовые «эмки», «студебеккеры» и прочие раритеты, привезенные для фильмов.
Позже, будучи студентом факультета журналистики, Александр Лосминский слушал спецкурс известного в Беларуси кинокритика профессора Ефросиньи Бондаревой. Бонусом для студентов этого факультатива были пропуска в Белорусский Дом кино, где проходили закрытые показы, посещение «Беларусьфильма» и знакомство со многими деятелями отечественного кинематографа – Игорем Добролюбовым, Валерием Рубинчиком, Дмитрием Зайцевым и другими. Это потом не раз выручало в работе. Александр Лосминский вспоминает, как во время съемок фильма «В августе 44-го» режиссер Михаил Пташук отказал в интервью всем журналистам, но не ему, своему давнему знакомому. Эксклюзивный сюжет вышел на Гродненском телевидении.
Табурет для Высоцкого
Свою лепту в написание киноистории Гродно вносит и известный краевед, автор книг о городе Виктор Саяпин. Вместе с историком и педагогом Денисом Тарасюком они готовят к изданию книгу «ГродноКиноГрад». Началась она с исследовательской работы двух учениц СШ №2 Ксении Пицко и Илоны Прецкайло, которых и консультировали авторы издания. Зная стиль Виктора Саяпина, уверена, что и эта книга будет своего рода путеводителем по городу, почти готовым туристическим маршрутом. Что рассказать, путешествуя по нему? Например, на улице Телеграфной, где сейчас кафе, во время съемок фильма «Торговка и поэт» была сооружена виселица, на которой по сюжету казнили партизан.
На Октябрьской улице стоял деревянный двухэтажный дом с квартирой, где жила семья героини Нины Ургант из фильма «Я родом из детства» и куда вернулся герой Владимира Высоцкого. Там же на лестнице он играл на гитаре. Позже на этом месте появился знаменитый ресторан «Зубр», а сейчас – корпус университета. По словам Нины Ургант, в сценах с крупными планами, где вместе с ней снимался Высоцкий, ему приходилось становиться на «специальную табуреточку», чтобы не быть ниже партнерши. Однажды, когда на съемках фильма был объявлен выходной, Владимир Высоцкий выступил во дворе гостиницы «Неман» с небольшим концертом.
Сцены рынка снимали за синагогой со стороны апсиды. Многие участники массовки – жители Гродно. Даже птичка в клетке «из местных». А напротив тюрьмы, где улица Кирова поворачивает на Советскую площадь, на самом углу стоял дом – из его-то арки и выходили пацаны, герои фильма. К слову, в 1995 году фильм «Я родом из детства» решением ЮНЕСКО был включен в сотню лучших фильмов о войне.
Есть в Гродно и самая кинематографическая улица – Урицкого. Как подметил Виктор Саяпин, эпизоды примерно 20 – 25 процентов снятых в Гродно фильмов снимались именно здесь. В том числе картин «Без права на ошибку», «Днепровский рубеж», «Приступить к ликвидации», «Смерш» и многие другие.
Дебют «Песняров» в Вертелишках
В 1974 году состоялась премьера цветной музыкальной комедии «Ясь и Янина», снимали которую в нынешнем агрогородке Вертелишки Гродненского района и немного в областном центре. Совпадение названия со знаменитой песней «Касіў Ясь канюшыну» совсем не случайно. Ведь именно «Песняры» исполнили хиты, звучащие в фильме. Здесь, на съемочной площадке, впервые прозвучала ставшая популярной их аранжировка «Касіў Ясь канюшыну», песни «Ты моя надежда», «Наши любимые», «Прощальная». А руководитель коллектива Владимир Мулявин дебютировал в фильме как актер.
Можно долго рассказывать о лентах, снимавшихся в Гродно. Классикой кинематографа стали «Белые Росы» с Николаем Караченцовым и Всеволодом Санаевым в главных ролях, «Меня зовут Арлекино» (самый кассовый белорусский фильм, за 15 месяцев его посмотрело в кинотеатрах СССР почти 42 миллиона человек), «Кортик», «Приступить к ликвидации» и многие-многие другие.
Почему Гродно так любим кинематографистами? Здесь есть история и архитектура, которую утратили многие города. И пока мы храним ее на наших улицах, в городе вновь и вновь будет звучать: «Камера, мотор…». Снято!
Комментариев нет:
Отправить комментарий